От психолога

ВЫБОР ПРОФЕССИИ: ЗАЧЕМ ОН НУЖЕН?

         Выбор будущей профессии - это серьезный и ответственный шаг в жизни каждого человека, требующий подготовки и знаний.

         Почему? Да, потому что от того правильно ли вы выберите свою будущую профессию, будет зависеть вся ваша взрослая жизнь, будете ли вы ею довольны или будете корить судьбу, что"жизнь не удалась.

           От правильности выбора будущей профессии зависит душевное равновесие и материальное благополучие во взрослой жизни. Неправильный выбор профессии приводит к тому, что многие взрослые оказываются недовольны выбранной сферой деятельности, и как следствие - уровнем и качеством своей жизни, степенью профессиональной реализованности, своим социальным статусом.

         Только определив будущую профессию, вы сможете правильно выбрать профиль обучения в 10-11-м классе, а в дальнейшем и учреждение профессионального образования, овладеть такой профессиуй, которая:

•  интересна и привлекательна для вас.

•  соответствует вашим способностям.

•  пользуется спросом на рынке труда.

 

Выбор профессии

  Правильный выбор профессии - очень важный шаг, от него зависит Ваша будущая жизнь. Многие из Вас мечтают об удачной карьере. На пути к успеху могут встретиться трудности. Преодолеть их Вам помогут определенные знания. Мы предлагаем материалы, которые расскажут об основных особенностях профессионального самоопределения и смогут помочь Вам в принятии решения о выборе профессии и построения своей карьеры.

 

 Правильный выбор профессии - очень важный шаг, от него зависит Ваша будущая жизнь. Многие из Вас мечтают об удачной карьере. На пути к успеху могут встретиться трудности.

       Что влияет на выбор професии?

Что влияет на выбор професии?

 

Какие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии? На практике оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние. 8 факторов выбора профессии :

 

1. Позиция старших членов семьи

Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.

 

2. Позиция товарищей, подруг

Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.

 

3. Позиция учителей, школьных педагогов

Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.

 

4. Личные профессиональные планы

Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.

 

5. Способности

О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

 

6. Уровень притязаний на общественное признание

Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.

 

7. Информированность

Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

 

8. Склонности

Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это - интересы, подкрепленные определенными способностями.

 

Семь шагов к взвешенному решению.

 

 

1.     СОСТАВИТЬ СПИСОК ПОДХОДЯЩИХ ПРОФЕССИЙ.

 

Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят.

 

   2. СОСТАВИТЬ ПЕРЕЧЕНЬ ТРЕБОВАНИЙ К ВЫБИРАЕМОЙ ПРОФЕССИИ.

  

выбираемая профессия и будущий род занятий;

 выбираемая профессия и жизненные ценности;

 выбираемая профессия и жизненные цели;

 выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы;

 выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;

 желательный уровень профессиональной подготовки;

 выбираемая профессия и мои склонности и способности;

 желательные содержание, характер и условия работы.

 

 

 

3. ОПРЕДЕЛИТЬ ЗНАЧИМОСТЬ КАЖДОГО ТРЕБОВАНИЯ.

 

Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.

 

4.     ОЦЕНИТЬ СВОЕ СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ КАЖДОЙ ИЗ ПОДХОДЯЩИХ ПРОФЕССИЙ.

 

Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

 

  5. ПОДСЧИТАТЬ И ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ.

 

Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.

  

6.     ПРОВЕРИТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ.

 

Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

  

 7. ОПРЕДЕЛИТЬ ОСНОВНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ШАГИ К УСПЕХУ.

 

Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

        

       Ошибки в выборе профессии.

 

  1. ОТНОШЕНИЕ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ КАК К НЕИЗМЕННОМУ

 В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.

 2. БЫТУЮЩИЕ МНЕНИЯ О ПРЕСТИЖНОСТИ ПРОФЕССИИ.

 В отношении профес n ии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например: мусорщик).

 3. ВЫБОР ПРОФЕССИИ ПОД ПРЯМЫМ ИЛИ КОСВЕННЫМ ВЛИЯНИЕМ ТОВАРИЩЕЙ(за компанию, чтобы не отстать).

 Профессию мы выбираем по своему "вкусу" и "размеру" так же, как одежду и обувь.

 4. ПЕРЕНОС ОТНОШЕНИЯ К ЧЕЛОВЕКУ - ПРЕДСТАВИТЕЛЮ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ПРОФЕССИИ - НА САМУ ПРОФЕССИЮ.

 При выборе профессии надо учитывать прежде всего особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.

 5. УВЛЕЧЕНИЕ ТОЛЬКО ВНЕШНЕЙ ИЛИ КАКОЙ-НИБУДЬ ЧАСТНОЙ СТОРОНОЙ ПРОФЕССИИ.

 За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд.

 6. ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ ШКОЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА С ПРОФЕССИЕЙ ИЛИ ПЛОХОЕ РАЗЛИЧЕНИЕ ЭТИХ ПОНЯТИЙ.

 Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много - переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.

 7. УСТАРЕЛЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ХАРАКТЕРЕ ТРУДА В СФЕРЕ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА.

 Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда.

 8. НЕУМЕНИЕ РАЗОБРАТЬСЯ, ОТСУТСТВИЕ ПРИВЫЧКИ РАЗБИРАТЬСЯ В СВОИХ ЛИЧНЫХ КАЧЕСТВАХ(склонностях, способностях).

 Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи.

 9. НЕЗНАНИЕ ИЛИ НЕДООЦЕНКА СВОИХ ФИЗИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ, НЕДОСТАТКОВ,СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ.

 Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т.к. они могут ухудшить твоё состояние здоровья.

 10. НЕЗНАНИЕ ОСНОВНЫХ ДЕЙСТВИЙ, ОПЕРАЦИЙ И ИХ ПОРЯДКА ПРИ РЕШЕНИИ, ОБДУМЫВАНИИ ЗАДАЧИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ.

 Когда ты решаешь задачу по математике, то выполняешь определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить также и при выборе профессии.

        

       Что влияет на выбор профессии.  

1.     ПОЗИЦИЯ СТАРШИХ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ.

 Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.

 2.     ПОЗИЦИЯ ТОВАРИЩЕЙ, ПОДРУГ.

 Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.

 3. ПОЗИЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ, ШКОЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ, КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

 Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.

 4.     ЛИЧНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ.

 Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.

 5.     СПОСОБНОСТИ.

 О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

 6.     УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ.

 Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.

 7.     ИНФОРМИРОВАННОСТЬ.

Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

 8.     СКЛОННОСТИ.

Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени.

 

Что же такое профессия?

  1. Это профессиональное сообщество. Профессией объединены все люди, занятые данным видом труда. Люди одной профессии имеют сходные интересы, знания, навыки, образ жизни.
  2. Другой смысл слова "профессия" - "система знаний, умений и навыков, присущая определенному человеку". Говорят: "Он овладел профессией", "У него есть профессия".
  3. Профессией также называют разновидность деятельности (то же, что и работа).
  4. Наконец, профессией можно назвать необходимую для общества и ограниченную (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающую ему возможность существования и развития. По данным Американского словаря профессий, на 1965г имелось 35,5 тысяч профессий, разделенных на 114 групп в 22 областях деятельности.

         Есть еще понятие "специальность". По значению оно близко к понятию "профессия" и соответствует разновидностям областей труда в пределах профессий. Например, ты не встретишь ведь "учителя вообще". Это будет или учитель математики, или географии и т.д. То же самое можно сказать и о других профессиях: врач - педиатр, хирург, стоматолог ... , юрист - адвокат, прокурор, нотариус ... , слесарь - слесарь аварийно-восстановительных работ, слесарь-инструментальщик, слесарь механик ... и т.д. Специальности-профессии утверждены Мин. Труда России (Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) .

При выборе ВУЗа или колледжа ты столкнешься с терминами "направление и специальность образования". Списки утвержденных министерством образования направлений образования и специальностей опубликованы в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию, который содержит разделы "Специальности высшего профессионального образования", "Направления подготовки в Высшем образовании", "Специальности среднего профессионального образования".

Специальность образования - совокупность знаний, представлений, умений и навыков выпускника, приобретенных в процессе обучения по основным профессиональным образовательным программам высшего образования и обеспечивающих возможность определенного вида профессиональной деятельности в соот- ветствии с присваиваемой квалификацией.

В отличие от специальности высшего образования, направление образования обеспечивает специалисту более широкую область профессиональной деятельности. Вы можете встретить также термины "группа специальностей", а также "область знаний" - принятую дифференциацию наук на естественные, гуманитарные, технические, сельскохозяйственные, образовательные науки (используется для классификации объектов только в высшем образовании).

Квалификация по направлению или специальности высшего профессионального образования - уровень обученности, подготовленности к выполнению определенного вида профессиональной деятельности по полученному направлению или специальности. Присваиваемые в рамках направлений и специальностей конкретные квалификации устанавливаются Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников. Квалификация в дальнейшем определяет минимальную зарплату (если Вы собираетесь работать по специальности, да еще и в государственном учреждении).

Специализация - это конкретизированная совокупность знаний, умений и навыков, ориентированных на применение в локализованной области профессиональной деятельности человека в рамках указанной специальности.

Мир профессий изменчив. Люди создают новые профессии, объединяют, разъединяют или устраняют старые. Учреждения образования могут создать СПЕЦИАЛИЗАЦИЮ, ориентируясь не только на классификатор. "Индустриальная психология", "Международная журналистика", "Финансовый анализ и исследование операций" - это названия специализаций, которые указываются в дипломе о высшем образовании и позволяют работодателю судить о том, в какой конкретной области соискатель обладает самыми обширными познаниями. При этом специальности, указываемые в дипломе - просто "психология", "журналистика", "экономика". Что касается названий профессий (не специальностей), часто мы сталкиваемся с устаревшими формулировками ("агент по продаже" вместо дистрибьютор) или даже отсутствием терминов для указания недавно появившейся профессии ("редактор Интернет-издания"). К счастью, жесткая тарифная сетка реально функционирует только в государственных учреждениях, коммерческие же организации относятся к несостыковкам между Вашим образованием, профессией и должностью более лояльно.

Кстати, должность - это совокупность возлагаемых на Вас трудовых задач(функций, обязанностей), а трудовой пост включает в себя все - и цель, и средства, и условия труда - все, что характеризует конкретную должность в конкретной организации.

 

 

Тест по выявлению особенностей темперамента

 

1. За новое дело я принимаюсь:

а. С нетерпением, быстро.

б. С творческой энергией.

в. Спокойно обдумав весь процесс работы.

г. С чувством неуверенности в своих возможностях.

 

2. В незнакомом, новом для меня месте я чувствую себя:

а. Как хозяин, стремлюсь сразу показать всем, кто я есть.

б. Свободно, на равноправных началах, общаюсь с людьми.

в. Довольно спокойно, стараюсь поменьше обращать на себя внимание.

г. Очень неуютно, стараюсь быстрее уйти.

 

3. Из-за неудач в работе или учебе я:

а. Сильно сержусь на себя, школу, родителей, товарищей.

б. Огорчаюсь, но стараюсь быстро найти и устранить причину неудачи.

в. Сильно не переживаю, спокойно ищу причину неудачи.

г. Могу расплакаться и долго не могу забыть о неудаче.

 

4. Моя речь:

а. Быстрая, сбивчивая, ход мысли опережает речь.

б. Быстрая, уверенная, помогаю себе мимикой и жестами.

в. Медленная, разборчивая, уверенная.

г. Медленная, неуверенная, говорю довольно тихим голосом, кажется, что мысли путаются у меня в голове.

 

5. Начиная новое дело я:

а. Берусь за него с большим желанием, но редко довожу до конца.

б. Берусь за него с большим желанием и если оно мне очень нравится, довожу его до конца.

в. Берусь за него тщательно все обдумав и постепенно довожу его до конца.

г. Берусь за него с чувством неуверенности в том, что смогу это сделать.

 

6. Я предпочитаю читать сказки, в которых:

а. Герои подвергаются испытаниям на верность дружбе, любви.

б.Подробно описано великолепие нарядов, дворцов, героев, их жизнь.

в. Герои трудятся и за свой упорный труд получают награду.

г. Подробна описана природа, чувства и переживания героев.

 

Если в ответах преобладает: а - холерик, , в - флегматик, б - сангвиник, г - меланхолик.